Джозефсоновский переход сверхпроводник-графен-сверхпроводник показал эквивалентную шуму мощность 7 x 10-19 Вт / √Гц, что соответствует энергетическому разрешению одного фотона 32 ГГц, по данным международной исследовательской группы.
«Наши результаты показывают, что двумерные материалы могут позволить разработать болометры с наивысшей чувствительностью, разрешенной законами термодинамики», — говорится в статье «Микроволновый болометр с джозефсоновским переходом на основе графена», опубликованной в журнале Nature.
Болометры работают, преобразуя падающее излучение в тепло, а затем измеряют повышение температуры в датчике, чтобы указать энергию излучения. Таким образом, они должны хорошо взаимодействовать с излучением, быть небольшими и легкими для быстрого реагирования.
В этом случае чувствительная структура встроена в резонансную антенну для лучшего взаимодействия, однослойный графен настолько легок, насколько может быть твердое тело, а использование графена в качестве изолятора в джозефсоновском переходе превращает структуру в собственный термометр, поскольку Ток джозефсоновского переключения зависит от температуры.
Спонсором проекта выступила армия США, и в состав команды вошли ученые из Гарвардского университета, Барселонского института науки и технологий, Массачусетского технологического института, Корейского университета науки и технологий Пхохана, Raytheon BBN Technologies и Национального института материаловедения Японии.
«СВЧ-болометр, разработанный в рамках этого проекта, настолько чувствителен, что способен обнаруживать одиночный микроволновый фотон, что является наименьшим количеством энергии в природе», — сказал менеджер программы армии Джо Цю. «Эта технология потенциально откроет новые возможности для таких приложений, как квантовое зондирование и радар».
Помимо того, что графен тонкий, он имеет валентную зону и зону проводимости, которые пересекаются только с одной точкой — точкой Дирака. «Плотность состояний здесь исчезает, так что, когда электроны получают энергию фотона, температура повышается, а утечка тепла небольшая», — сказал ученый Raytheon Кин Чунг Фонг.
Помимо радаров, другими потенциальными приложениями, по мнению армии, являются ночное видение, тепловизионное изображение, лидар, связь, квантовая информатика и поиск темной материи.
Изображение является художественным оттиском работающего устройства армии США.